Войти
Logo
 

полезное

статистика

Пользователи : 1
Статьи : 870
Просмотры материалов : 2004867
Летним снастьям - уход и покой, окончание
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Устройство и оснастка удочки
Самый неприятный звук для рыболова - треск ломающегося удилища. Что делать, если удилище сломалось? На рыбалке - по возможности собрать все куски и обломки, очистить их от грязи, просушить и убрать в чехол, чтобы дома, в спокойной обстановке, решить дальнейшую судьбу снасти. А на водоем я рекомендую всегда брать запасное удилище, пусть недорогое или старое, но еще годное для рыбалки - оно позволит вполне сносно порыбачить. К сожалению, многие рыболовы напрочь пренебрегают запасным удилищем, даже отправляясь в отпуск далеко от дома. В этом случае и начинается эпопея с починкой единственного удилища с помощью подручных средств и кое- какой материи. Результаты такого ремонта (если, конечно, это не простое приклеивание “тюльпана”), как правило, плачевны удилище ломается еще раз в этом же месте. Тогда нередко последующий квалифицированный ремонт оказывается слишком сложным, а порой и невозможным. Поэтому следует очень хорошо подумать, прежде чем пытаться восстановить снасть, стоит ли этим заниматься самостоятельно. Тем не менее бывают безвыходные ситуации, когда рассчитывать приходится только на себя. 

Ремонт удилища не требует дефицитных материалов и специального оборудования. Прежде всего необходимо подготовить ремонтируемый участок - 3-5 см (в зависимости от диаметра удочки) в каждую сторону от места излома. В этом месте бланк зачищают от лака или краски до материала удочки - угле- или стеклопластика, при необходимости снимают кольца и декоративные обмотки. Затем подбирают оправку по внутреннему диаметру в месте излома, отрезок стекло- или углепластиковой трубки, который может быть предварительно вклеен внутрь обоих обломков и служить направляющей для придания соосности. При этом надо проверить, не будет ли вставка мешать нормальной сборке-разборке удилища, если это происходит, то стоит поискать более тонкостенную трубку или сделать временную оправку, например, из колена от другой удочки или выточив ее из деревяшки. Оправку ни в коем случае нельзя приклеивать.

После вклеивания вставки или сборки на оправке по месту из стеклоткани вырезают трапециевидную заплатку такой длины, чтобы ею можно было сделать обмотку в несколько оборотов на месте излома. Суммарная толщина обмотки должна быть в два-три раза больше толщины стенки удилища в данном месте. Ремонтируемый участок обезжиривают и плотно состыковывают, а отрезок стеклоткани (также для обезжиривания) прокаливают. Затем эпоксидной смолой (лучше использовать обычную отечественную) пропитывают стеклопластик и наматывают на поврежденное место.

Как только смола начнет застывать, надо осторожно, стараясь не допускать перемещения склеиваемых частей, извлечь оправку, иначе она приклеится. Через сутки (после полной полимеризации смолы) бандаж шлифуют шкуркой и обязательно покрывают лаком или закрашивают. Если этого не сделать, то из-за низкой водостойкости получившегося пластика поломка может произойти вновь.

Если вы снимали с удилища кольцо, то его нужно поставить на место, примотав капроновой ниткой, подходящих цвета и толщины, виток и витку. Обмотку в целях защиты покрывают в один-три слоя любым лаком, просушивая каждый слой. В продаже есть специальные смолы для обмоток колец, но они весьма дороги - покупать флакон за 500-600 р. для ремонта даже нескольких колец вряд ли оправданно, а неиспользованная смола со временем теряет свои свойства.

По этой технологии можно восстанавливать стеклопластиковые удилища (результат при должной аккуратности будет вполне приемлемым) и дешевые углекомпозитные, где доля углеволокна невысока. Более дорогие удилища, особенно изготовленные из высокомодульных композиционных материалов, “лечить” таким способом нельзя. Для их ремонта нужны совсем другие материалы, оборудование и технологии, обеспечить которые в домашних условиях невозможно, поэтому во всех отношениях выгоднее будет обратиться к профессиональному мастеру.



После осмотра удилища внимательно исследуют пропускные кольца, лучше с использованием увеличительного стекла. Впрочем, поломки вставок колец бывают редко - только в случае очень сильного механического воздействия. Обычно трещина в керамике обнаруживается сразу на рыбалке по характерному повреждению лески. Особое внимание требуют два- три верхних кольца и “тюльпан" - на них быстрее всего появляются пропилы от лески, в первую очередь от “плетенки”. Часто требует ремонта крепление колец из-за растрескавшегося лака, перетертых нитей или недостаточно надежного крепления лапки к бланку. Ремонт обмотки на рыбалке можно провести моментальным клеем, а для основательного решения проблемы придется обратиться в мастерскую. Хранить удилища лучше в воздухопроницаемых чехлах и без пробок, чтобы обеспечить дополнительную вентиляцию. Удобно для этого сделать полку на антресоли, которая есть почти в каждой квартире, или специальное отделение в шкафу. Если снасти приходится хранить в гараже, на даче или ином неотапливаемом помещении, то самое главное - оставить их на хранение в сухом виде. Колебания же температуры и сильные морозы для современных качественных пластиков не опасны.

Другой элемент снасти, требующий особого внимания, - катушка. Как любой механизм, в процессе эксплуатации (даже если не происходит поломок) катушка требует регулярного технического обслуживания. Прежде чем уложить катушку на хранение, необходимо максимально ее очистить снаружи. Для этого жесткой кистью следует удалить с корпуса катушки прилипшие песчинки, остатки прикормки и т.д. Затем снять шпулю и ручку и прочистить их и места на катушке под ними, стараясь не занести загрязнения на ось и ведущую шестерню катушки. Если есть необходимость в замене смазки, то, сняв крышку и вынув большую шестеренку, очищают все доступные узлы от старой смазки, при этом следует избегать ее попадания в другие узлы, особенно в шарикоподшипники. Для удаления смазки лучше всего использовать не ворсистую хлопчатобумажную ткань, и тем более вату, а марлю или бинт. Закладывают новую смазку и собирают катушку.

Очень часто приходится слышать о несовместимости различных смазок. Такое действительно бывает. Но, как правило, смазки для рыболовных катушек одного цвета вполне совместимы, и проблем возникнуть не должно. Но если есть возможность купить “родную” смазку для катушки, то этим пренебрегать не стоит.

Леску на шпуле катушки нужно перемотать с небольшим натягом - так она лучше сохраняет свои свойства, а при необходимости и просушить. Изношенную леску - выбросить. Если же из 100-метровой размотки в забросах участвует обычно меньше половины, что бывает, например, при поплавочной ловле или сверхлегком спиннинге, то срок ее службы можно увеличить вдвое. Для этого отрезают изношенный участок (метров 15-20), а оставшуюся леску перематывают сверху вниз, при этом отрезанная леска наматывается под основную, чтобы общая высота ее на шпуле оставалась неизменной (на 3-5 мм ниже края бортика). Фрикционный тормоз катушки ослабляют до минимума (впрочем, это следует делать и после каждой рыбалки), поскольку при длительном хранении затянутые фрикционные шайбы и пружины постепенно ослабляются и тормоз начинает работать все хуже.

Для длительного хранения в неотапливаемом помещении катушку можно завернуть в газету (один-два слоя), она дополнительно подсушивает катушку и леску и не дает конденсироваться влаге. Завернутые катушки стоит поместить в пластиковый рыболовный ящик, чтобы защитить от случайных повреждений. Кстати, так их удобно и транспортировать. Многие рыболовы используют специальные мягкие коробки для катушек - они тоже хорошо защищают от разных неприятностей, но их периодически следует очищать изнутри от грязи и песка.

У рыболова-поплавочника после летнего сезона обычно остается коллекция “пьяных" поплавков, то есть таких, у которых треснуло покрытие и они начали впитывать воду. Такой поплавок склонен притапливаться, у него уменьшается грузоподъемность, и ловить им становиться невозможно. На рыбалке важно как можно скорее определить этот дефект. Чем быстрее вы это сделаете, тем больше шансов восстановить работоспособность поплавка.

Подобные поплавки я просушиваю на батарее месяц-два, за это время большая часть воды испаряется. Затем все трещины проклеиваю эпоксидной смолой или суперклеем и закрашиваю. Впрочем, эту операцию можно произвести и на новых поплавках, дополнительно загрунтовав места возможного появления трещин: около киля, антенны и колечка. Собственно говоря, все рекомендации относительно других принадлежностей для рыбной ловли тоже сводятся к очистке и сушке, но, кроме этого, можно спланировать замену той или иной снасти, модернизацию, ремонт или новую покупку. Я надеюсь, что выполнение этих несложных советов и немного потраченного времени с лихвой окупятся долговечной и безупречной работой удилищ, катушек и всего остального рыболовного снаряжения. 
Андрей Каштанов